Семинар-совещание по вопросам применения законодательства РФ о противодействии коррупции

Информируем, что 16 сентября 2022 года состоялось открытие регионального отделения Общероссийской общественной организации "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти" в Ленинградской области в г. Тосно.

Региональное отделение находится по адресу: Ленинградская область, г. Тосно, пр-т Ленина, д. 71, офис 55
Председатель регионального отделения - Мирошниченко Наталья Владимировна.

Телефон: +7 (999)066-30-95
Сайт: https://vk.com/cpk_lo47
           https://cpk-lo.taplink.ws

26.12.2016

Семинар-совещание по вопросам применения законодательства РФ о противодействии коррупции

Заседание рабочей группы 30 ноября

30 ноября 2016 г. в Минюсте России под руководством заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В. Аристова состоялось очередное заседание рабочей группы по реализации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 – 2016 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 816-р.

В мероприятии приняли участие представители Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, ФБУ НЦПИ при Минюсте России, РПА Минюста России, а также общественных организаций.

На заседании были подведены промежуточные итоги выполнения Программы по антикоррупционному просвещению в 2016 году. С докладами выступили представители министерств, ответственных за исполнение мероприятий Программы.

По результатам заседания рабочей группы можно сказать, что многое уже сделано, но ещё многое предстоит сделать. Идёт работа в Министерстве образования. Создаются стандарты, формулируются профессиональные компетенции. Это долгая, кропотливая работа, требующая профессионального подхода с привлечением педагогов, психологов, специалистов в антикоррупционном законодательстве. В этой связи мною было отмечено, что создание стандартов и методологического сопровождения – действительно долгий процесс, когда стандарты будут окончательно сформированы непонятно, однако проведение воспитательной работы среди молодежи необходимо уже сегодня. Всем понятна важность профилактических мер, в том числе в отношении подрастающего поколения, но на сегодняшний день работа идет точечно, на уровне отдельных вузов, тогда как должна носить всеобщий планомерный характер.

Представитель Минюста С.В. Морозов отметил, что, согласно данным опроса, информированность граждан о деятельности государства по противодействию коррупции стала выше, однако более 50% респондентов не знают о такой деятельности вообще. Была отмечена безучастность к теме коррупции среди населения и необходимость поддержания диалога с гражданами.

Участники заседания отметили важность координации действий профильных антикоррупционных подразделений с общественными организациями, уставной целью которых является противодействие коррупции. Был обсужден вопрос субсидирования таких организаций на конкурсной основе, оказания поддержки в осуществлении ими реально значимых в рамках борьбы с коррупцией проектов.

Особое внимание государство уделяет пропагандированию в средствах массовой информации недопустимости коррупционного поведения. Представитель Минкомсвязи выступила с докладом о выполненной в этом направлении работе. Среди прочего было названо субсидирование на конкурсной основе проектов антикоррупционной тематики. Заместитель Министра юстиции РФ Д.В. Аристов предложил рассмотреть возможность передачи таких проектов по их завершению в собственность государства с целью дальнейшего распространения. Мной было отмечено отсутствие в СМИ освещения профилактической деятельности государства как в новостных / аналитических материалах, так и в контенте сериалов и кинофильмов. Сегодня в СМИ освещаются только громкие коррупционные скандалы с уголовным преследованием, что, несомненно, тоже важно, но не недостаточно.

Очень большой объем работы выполнил Минюст. Но чрезвычайно важно исключить формальный подход, который все еще присутствует при выполнении «Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы».

О прошедшем 29-30 ноября семинаре-совещании по вопросам применения законодательства РФ о противодействии коррупции

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №293 от 24 сентября 2016 года 29-30 ноября был проведен семинар-совещание по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции с участием руководителей подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Мероприятие, к сожалению, не освещалось в СМИ, хотя информирование общества о деятельности государства в сфере профилактики коррупции и борьбы с ней – одна из важнейших задач.

Впервые в новейшей истории было собрано такое внушительное представительство от региональных и федеральных органов власти на уровне вице-губернаторов и руководителей органов по профилактике коррупционных правонарушений. Необходимость и важность такого совещания по проблемам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации подчеркивает специальный Указ Президента Российской Федерации, позволивший провести такое мероприятие. Организатором проведения семинара-совещания стало Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Открыл совещание Помощник Президента Российской Федерации Е.М.Школов. Также выступали Начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции О.А.Плохой, Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э.Буксман, Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.А.Давыдов и другие. Столь высокий уровень представительства говорит об особом внимании Президента к проблеме коррупции.

Разговор состоялся открытый и честный. Были отмечены проблемы с применением антикоррупционного законодательства Российской Федерации на региональном уровне, разъяснены на примерах частные и общие вопросы его правоприменения. Особо подчеркивалось о наличии формального либо некомпетентного подхода при правоприменении антикоррупционного законодательства Российской Федерации, что недопустимо. При наличии единого подхода и совместной работы Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и региональных органов по профилактике коррупционных правонарушений, недостатки в работе качественно минимизируются, что и было предложено участникам совещания.

Но есть и объективные причины неэффективности борьбы с коррупцией на региональном и муниципальном уровнях: подразделение по противодействию коррупции на региональном уровне в составе двух-трех человек физически не может справляться с огромным объемом работы, и тем более два-три человека на муниципальном уровне не могут проверять друг друга. Проблема была обсуждена и, надеюсь, найдет решение.

Особо отмечалось, что именно профилактика антикоррупционных правонарушений должна являться приоритетным направлением в борьбе с коррупцией. Лучше, «не дожидаясь перитонитов», принимать превентивные меры, создавать климат, в котором, по выражению Начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции Олега Плохого, «никто бы не смел, не мог и не хотел принимать и давать взятки». Здесь принципиально важна воспитательная работа с подрастающим поколением, начиная со школы и заканчивая вузом. В настоящее время Министерство образования ведет работы по созданию стандартов и методической базы, однако, с моей точки зрения, уже сегодня, не теряя времени, нужно формировать у молодежи сознательное и непримиримое отношение к коррупции.

Одним из важнейших инструментов профилактики коррупционных правонарушений является институт декларирования доходов и имущества должностных лиц. В этой связи отмечались две проблемы:

1. Служащий неверно указывает код в декларации, и его привлекают к ответственности (хотя по сути преступления тут нет);

2. У служащего выявлено существенное превышение расходов над доходами, но при этом его только журят, не привлекая ни к какой серьезной ответственности.

Представитель Генеральной прокуратуры рассказал об интересной практике, применяемой к служащим, у которых превышение расходов над доходами объясняется одалживанием средств у третьих лиц. В подобных случаях представители органов по профилактике коррупционных правонарушений имеют право спросить у лица, одолжившего служащему денежные средства (исключительно с его согласия), одалживал ли он финансовые средства и имеет ли такую финансовую возможность. В случае, если гражданин отказывается предоставить такие сведения, на что имеет абсолютно законное право, тогда предоставленные объяснения служащего о превышении его расходов над доходами является ненадлежащим. Исходя из этого, орган по профилактике коррупционных правонарушений, для установления истины происхождения средств, обращается в органы прокуратуры с заявлением о проведении проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы прокуратуры в свою очередь обращаются в суд, где в ходе открытого судебного разбирательства устанавливается законность происхождения финансовых средств, превысивших доходы служащего за отчетный период. Если служащий не может объяснить причину превышения расходов над доходами, разница по решению суда изымается в пользу государства. Таким образом до собравшихся была донесена информация о том, что у государства имеются рычаги воздействия на нарушающих антикоррупционное законодательство. К сожалению, данный механизм региональными органами по профилактике коррупционных правонарушений практически не используется. За 2016 год в органы прокуратуры поступило всего 51 такое обращение от региональных органов по профилактике коррупционных правонарушений, что говорит об «идиллической» картине в умах региональных властей.

Проверки также можно считать действенным инструментом профилактики коррупции. По данным УПК, начиная с 2014 года, профильными подразделениями было проведено 550 997 проверок, по результатам которых 42 489 служащих привлечены к дисциплинарной ответственности. Я считаю, что проводить проверки действительно необходимо. При этом надо учитывать, что антикоррупционное законодательство в России еще очень молодое, ему только семь лет. Необходимо обучать госслужащих, которые занимаются профилактикой коррупционных правонарушений.

Как было справедливо отмечено на форуме, огромную роль в борьбе с коррупцией играют общественные организации, уставной целью которых является противодействие коррупции, при условии, конечно, что они не используются в корыстных интересах сведения счетов или в политических целях. К сожалению, сегодня региональные власти по-прежнему относятся к общественным организациям, как некоему чужеродному элементу, который почему-то пытается влиять них или указывать на их действия/бездействия. И это при том, что указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" предусматривает возможность вхождения представителей общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, в состав комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации. Но на сегодняшний день эта норма соблюдается только в 13 субъектах Российской Федерации. Участники семинара-совещания отметили необходимость помогать деятельности таких организаций, поддерживая, в том числе финансово, проекты, которые будут иметь в ближайшей или долгосрочной перспективе реальный эффект. Кто бы что ни говорил, представители гражданского общества - это достаточно независимый институт, они могут озвучить те проблемы, на которые, в силу определённых причин, не может указать госслужащий.

Особый интерес вызвали выступления представителей субъектов федерации, которые рассказали о своём опыте борьбы с коррупцией. Так, например, ими было отмечено, что плановые проверки и обеспечение методического характера серьёзно продвинули работу. Грамотно и серьёзно выстроена работа в Татарстане. Считаю целесообразным обратиться к их опыту.

Одной из целей семинара-совещания, несомненно, было донести до представителей регионов, что проводимая в соответствии с «Национальным планом по противодействию коррупции на 2016-2017 год» политика затрагивает всех «всерьез и надолго», что это не временная кампания, не «охота на ведьм», а длительная, кропотливая работа, к которой нужно отнестись ответственно.

Думаю, что семинар-совещание показало представителям регионов серьезность подхода президента, администрации президента, надзорных и судебных органов к существующей проблеме. Над её решением федеральные, региональные и муниципальные власти должны работать совместно. Тогда, уверен, уже в обозримом будущем мы увидим результаты антикоррупционной политики государства, совместной работы его с гражданским обществом.

Подводя итоги: среди основных посылов семинара-совещания можно выделить следующие:

· Необходимость координации усилий регионов и центра по борьбе с коррупцией;

· Преодоление формального подхода региональных и муниципальных властей к решению проблемы коррупции;

· Необходимость усиления внимания к воспитательной работе с молодежью в учебных заведениях; подготовка с этой целью кадров;

· Профилактика коррупционных правонарушений – приоритетное направление государственной политики в сфере противодействия коррупции;

· Оказание помощи в осуществлении проектов по противодействию коррупциии общественными организациями и сотрудничество с ними;

· Проверки профильных подразделений – эффективный инструмент антикоррупционной борьбы;



← Назад к списку новостей